Европротокол: проще, быстрее или выгоднее?

С каждым годом российские водители, которых угораздило попасть в аварию, всё чаще прибегают к использованию процедуры Европейского протокола. Эта процедура подразумевает оформление документов об обстоятельствах аварии и возмещение ущерба без привлечения сотрудников ГИБДД. Согласно последним подсчётам, уже каждый третий страховой случай по ОСАГО в нашей стране проходит по процедуре Европротокола.

Но если в странах Европы, например, этот порядок давно уже всем привычен (отсюда и название), то в России активно применять его стали лишь в последние годы. Из-за этого далеко не все водители знают порядок действий, правила заполнения документов, а также свои обязанности. Это нередко ведёт к ошибкам и затруднениям, которые ведут к длительным и малоприятным разбирательствам со страховой компанией и с другими участниками ДТП. Ниже — основные инструкции по применению Европротокола, а также сложные моменты, на которые следует обязательно обратить внимание.

Цель Европротокола

Цель внедрения процедуры проста и очевидна: если доверить фиксацию обстоятельств «рядовых» ДТП самим водителям, то на долю автоинспекторов и аварийных комиссаров выпадет разбор только наиболее сложных случаев. Это положительно скажется и на загруженности сотрудников дорожной полиции, и ситуацию на дорогах несколько улучшит. Ведь, действительно, если на оживлённом перекрёстке один автомобиль слегка поцарапал другой, создавать непроходимый затор до прибытия сотрудника ГИБДД — это не только нерациональная трата времени и сил, но и большое неудобство для других автомобилистов.

Европротокол

Но важно понимать, что автоинспектор в подобных случаях выступает не только как специалист, досконально знающий все порядки и процедуры, и не только как представитель власти, но и как арбитр — способный как войти в положение каждой из сторон, так и объективно оценить ситуацию. При оформлении документов по Европротоколу третья сторона отсутствует, и поэтому обязанность прийти к консенсусу и сформировать объективный взгляд на случившееся ложится на самих участников ДТП. Поэтому первое и главное основание для применения Европротокола — по крайней мере, согласно действующему законодательству — отсутствие разногласий между сторонами-участниками происшествия по всем пунктам: от условий, при которых произошло столкновение, до того, какие детали автомобилей оказались повреждены в его результате. При наличии споров по поводу обстоятельств ДТП, при некорректном поведении одной или обеих сторон, при несогласии в тех или иных деталях единственным допустимым вариантом остаётся вызов на место происшествия сотрудников ГИБДД.

Необходимо упомянуть, что в настоящее время рассматривается законодательная инициатива, которая сделает возможным оформление по Европротоколу даже при наличии разногласий у участников ДТП. Но, поскольку в связи с этим возникает множество вопросов по заполнению документов (например, легко представить себе такую ситуацию, когда ни одна из сторон не пожелает признать себя виновной в аварии), то юристы и специалисты страховых компаний со скепсисом оценивают перспективы данного законопроекта. Ну а пока консенсус участников в оценке обстоятельств происшествия — обязательное условие для составления Европротокола.

Как разрешить ДТП без автоинспектора?

Далее, разрешить ситуацию без участия автоинспектора можно лишь в том случае, если участниками аварии являются ровно 2 транспортных средства, не считая их прицепов. Если в ходе происшествия оказалось затронуто более 2 автомобилей, либо пострадали посторонние объекты — например, забор или столб — то без сотрудника дорожной полиции будет уже не обойтись. Аналогична ситуация при так называемом «бесконтактном ДТП» — например, один водитель вынудил другого совершить манёвр, приведший к столкновению, например, с деревом. В таких случаях в формате Европротокола разобраться не получится.

Кроме того, не получится обойтись без сотрудников автоинспекции и в том случае, если при аварии кто-либо получил травмы или иной ущерб здоровью. В таких условиях необходимо оказать пострадавшему первую помощь, а дальше дожидаться врачей и инспектора ГИБДД.

Обязательное условие для Европротокола

Ещё одно обязательное условие для Европротокола — оба транспортных средства должны быть застрахованы по ОСАГО. Если у одного из участников оформлен договор добровольного страхования (каско) или полис по какой-либо причине отсутствует, придётся дожидаться автоинспектора, а может — также и сотрудника страховой. Если же все прочие условия выполнены, но при этом один из водителей является иностранным гражданином, данное обстоятельство не помешает рассчитывать на оформление по Европротоколу. Для этого у иностранца должен быть полис страхования ответственности «Зелёная карта» (Green card). Кстати, аналогичный полис должен иметь и отечественный водитель, выезжая на собственном автомобиле в страны Европы, а также в некоторые страны Ближнего Востока.

При возникновении сомнений рекомендуется сделать звонок в ГИБДД, сообщив основную информацию о происшествии и уточнив, можно ли оформить документы самостоятельно, или следует дожидаться сотрудника инспекции. Получив утвердительный ответ, можно приступать к процедуре.

Разместив на необходимом расстоянии от места событий красную рамку — знак аварийной остановки — и убедившись, что все основания для оформления Европротокола имеются, необходимо проконтролировать, чтобы все следы ДТП оставались на своих местах. Затем при помощи, например, смартфона нужно будет сделать фотографии или видеосъёмку всех основных обстоятельств происшествия с нескольких ракурсов. На снимках или видео должно быть отчётливо видно место аварии, с соседними домами или другими идентифицируемыми географическими объектами на фоне, также — следы торможения и обломки деталей, вид автомобилей с их номерами. Отдельно следует зафиксировать все видимые повреждения на деталях машин, полученные при столкновении.

После этого можно приступать к заполнению извещения о ДТП. Такой документ обычно выдают в страховой компании при покупке полиса, причём в 2 экземплярах. Для заполнения данных потребуется один экземпляр, другой же останется «про запас». Если бланка по какой-то причине не оказалось с собой, можно использовать бланк другого участника происшествия — разницы, какая компания выдала бланк, нет ровно никакой. А на будущее лучше, заехав в офис страховой компании, всё-таки взять пару бланков в машину.

Заполнение бланка Европротокола

  1. При заполнении бланка сначала водители совместно заполняют пункты 1-8 лицевой стороны, описывающие основную канву событий — дату, место происшествия, имена и контактные данные свидетелей. Затем пункты 9-15 каждый водитель заполняет в своём столбце — при этом не важно, кому достанется левый, а кому правый. В эти пункты предстоит внести данные водителей, участвовавших в аварии транспортных средств, название страховой компании, номер полиса, место удара.
  2. Пункт 14, «Перечень видимых повреждённых деталей и элементов», следует заполнять лаконично и, в то же время, максимально предметно по схеме: место повреждений — характер повреждений — размер повреждений. Например, «на бампере заднем вмятина в нижней части размером 7х10 см, глубиной 2 см». Важно проследить, чтобы указанные в документе обоими водителями повреждения действительно были результатом аварии. Если возникшие в процессе заполнения разногласия не удаётся разрешить, то в этом нет ничего страшного. Урегулировать зарождающийся конфликт, в конце концов, всегда можно путём вызова сотрудника ГИБДД.
  3. Пункт 15 предназначен для внесения дополнительных сведений, которые будут неуместны в других пунктах извещения. Рекомендуется, чтобы водители пострадавшей и виновной сторон вписали в пункте 15, соответственно, «в ДТП не виноват» и «свою вину в ДТП признаю, претензий не имею». При отсутствии последней фразы страховая компания может отказать в приёме документов по порядку Европротокола.
  4. Пункт 16 следует заполнить поэтапно, отметив галочкой или крестиком окошки, соответствующие ходу событий. Для этого нужно чётко понимать указанные в документе термины и, например, не путать «стоянку» и «остановку». Кроме того, если имел место обгон одного автомобиля другим при перестроении из одной полосы в другую, отметить предстоит сразу два окошка в соответствующем столбце — «Менял полосу» и «Обгонял». После заполнения всех нумерованных окошек их «контрольную сумму» — общее количество — нужно проставить в последнем, более крупном окошке.

Схема ДТП для Европротокола

Схема ДТП для Европротокола

  1. Затем понадобится начертить в большом поле (пункт 17) схему ДТП, обозначив основные координаты и изобразив участников событий. На схеме должны быть отражены названия улиц и номера соседних домов, контуры проезжей части, положение обоих автомобилей до столкновения, дорожные знаки и указатели, светофоры и прочие предметы, имеющие отношение к происшествию.
  2. Наконец, перед тем, как заполнять пункт 18, потребуется разъединить копии извещения. Если для заполнения использовалась шариковая ручка, то все внесённые сведения должны чётко отпечататься и в копии. На обоих экземплярах извещения в пункте 18 необходимо поставить автографы водителей-участников.

После этого каждый из водителей заполняет оборотную сторону своей копии документа. Здесь можно излагать обстоятельства достаточно развёрнуто, если места на бланке будет не хватать — следует продолжить описание на чистом листе бумаги. Вверху дополнительного листка понадобится написать «Приложение к извещению о ДТП» и поставить дату аварии, а на своём экземпляре извещения указать, что подробные обстоятельства ДТП содержатся в приложении. Оба водителя должны засвидетельствовать текст приложения подписями.

После этого, закончив с оформлением документов, можно возвращаться в транспортные средства и ехать по своим делам. В следующие 5 рабочих дней каждому из водителей (в первую очередь — виновнику) предстоит обратиться в офис своей страховой компании, взяв с собой документы на автомобиль, полис ОСАГО и извещение о ДТП, и заполнить заявление. Также вместе с документами можно предоставить электронный носитель, содержащий запись с видеорегистратора — если таковой был установлен и работал на момент аварии в автомобиле.

После этого и до истечения 15 дней с момента событий нельзя начинать ремонтировать транспортное средство, не получив на это письменное разрешение от страховой компании. Если поспешить с восстановлением повреждений до этого срока, либо не предоставить документы страховщикам в срок, то можно получить регрессный иск — требование от страховой компании возместить выплаченную по страховому случаю сумму из своего кошелька.

Сумма возмещения по Европротоколу

Что касается максимальной суммы возмещения по Европротоколу, то на текущий момент на территории все страны она составляет 50 тысяч рублей. Хотя в последнее время также стало известно о планируемых поправках в закон, нацеленных на повышение «потолка» суммы до 100 тысяч рублей. Ожидается, что в эту сумму «уложится» основная доля всех возмещений по ОСАГО — согласно статистике, сумма страхового возмещения в последние годы составляет от 60 до 80 тысяч рублей. Внесением поправок в закон депутаты, по-видимому, хотят максимально распространить применение процедуры Европротокола. Пока же в тех случаях, когда по итогам экспертизы стоимость нанесённого потерпевшей стороне ущерба превышает лимит в 50 тысяч рублей, недостающую сумму на ремонт оплачивает виновник аварии.

Стоит добавить, что до 1 января 2019 года на территории Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области проводится эксперимент по «безлимитному» возмещению в рамках Европротокола. В рамках эксперимента, вне зависимости от того, где был оформлен ОСАГО, участники аварии, произошедшего на территории одного из указанных субъектов, могут при оформлении извещения о ДТП без участия сотрудников ГИБДД ожидать возмещения до 400 тысяч рублей — то есть максимальной суммы, предусмотренной полисом обязательного страхования. Однако для этого необходимо, помимо выполнения всех приведённых выше условий, также наличие и ряда других факторов. Среди них — фиксация ДТП при помощи специализированных устройств с привязкой к местности, например, ЭРА-ГЛОНАСС (установка которых во всех новых и ввозимых автомобилях некоторое время назад стала обязательной).

Кроме того, если при обычных условиях съёмка на смартфон обстоятельств ДТП служит источником дополнительных сведений, необходимых на случай разбирательств, то при оформлении «безлимитного» Европротокола съёмка фотографий или видео должна быть проведена в обязательном порядке. Причём в настоящий момент планируется законодательно закрепить требование к фото- и видеофиксации строго через специальное мобильное приложение, не допускающее последующую модификацию изображения. Пока же в тех случаях, когда авария носит действительно серьёзный характер, и нанесённый ущерб явно превышает сумму в 30-50 тысяч рублей, лучше не пытаться «отделаться» Европротоколом, а вызвать на место происшествия сотрудника ГИБДД.

Ошибки в Европротоколе, что делать?

Напоследок следует добавить, что из-за общего стресса от ДТП и непривычности самой процедуры самостоятельного заполнения извещения нередко в документ закрадываются ошибки. Если ошибка была обнаружена на месте событий, то рекомендуется или сразу же внести исправления, подтвердив каждое подписями обоих водителей, или взять новый бланк и переписать в него корректные данные набело. Если же ошибка была выявлена уже после того, как участники ДТП разъехались в разные стороны, следует обязательно указать на неё при подаче документов в страховую компанию. Это позволит избежать последующих трудностей или даже регрессного иска со стороны страховщиков.

В целом, можно надеяться, что со временем пользоваться Европротоколом будут уже не только не желающие дожидаться автоинспекторов смельчаки, а всё больше водителей. Постепенно распространённый в других странах порядок станет понятным и привычным и для российских водителей.

Похожие статьи

Ссылка на основную публикацию
Похожие публикации
Adblock
detector